Священноархимандрит монастыря

Глава Крымской митрополии высокопреосвящен-нейший Тихон, митрополит Симферопольский и Крымский

Игумен монастыря

Епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской епархии Крымской митрополии, благочинный по делам монастырей.

Календарь
Православие.Ru Свято-Климентовский мужской монастырь
Код для вставки баннера
Слово настоятеля

Святость Крыма в его истории

 

   "Святость Крыма в его истории" - такова тема моего доклада, и в отведенное мне время я хотел бы поразмышлять о том, что же сделало нашу благословенную Богом землю духовным родником, источником, из которого преизобильно истекли реки христианского вероучения, утоляя духовную жажду многих и многих поколений.

  Обратимся к Священному Писанию. Если книга Бытия говорит о грехопадении человека, Исход - о его избавлении, то книга Левит говорит об освящении человека, о полной отдаче себя Богу. В книге Левит трижды повторяется один и тот же призыв, направленный ко всему богоизбранному народу: "Будьте святы, ибо Я свят". В Писании Нового Завета святой первоверховный апостол Петр также говорит, обращаясь к христианам - членам народа Божьего: "По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках" (1 Пет, 1, 15). Этот великий призыв Божий явил свой плод в первую очередь в святости Церкви.

  Святость Церкви Христовой, членами которой мы являемся, относится к ее существенным свойствам. Существенные свойства того или иного предмета - это те свойства, без которых он перестает быть самим собой. Для Церкви - это то, без чего она не могла бы быть Церковью.

  Святость - одно из свойств Божьего естества. Церковь свята, прежде всего, потому, что свят ее Глава, Господь наш Иисус Христос. У древних иудеев был обычай приносить в жертву Богу начатки плодов, первые плоды нового урожая. Так, в праздник Пасхи приносили первый сноп ячменя, в праздник Пятидесятницы  первый сноп пшеницы, и считалось, что благословение, которое призывается на эти начатки, распространяется затем и на весь урожай. Используя этот понятный современникам образ, апостол Павел говорит о Христе как о Начатке: "Если начаток свят, то и целое..." (Рим. 11, 16). В Новом Завете мы видим и другие доказательства святости Церкви: в Четвероевангелии (преимущественно у Иоанна и Матфея), в Посланиях апостолов Петра, Иоанна и Павла.

  Апостол Павел свидетельствует, что Господь имел Своей целью создание именно святой Церкви: "...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 5, 25-27). Повторю, что источник и основание святости Церкви находится в ее Главе - Христе и в Святом Духе, Который таинственно и постоянно изливает святость и освящение на все тело Церкви, то есть на всех, кто соединен с ее Главой, освящая их через Слово Божие, таинства и священнодействия, а также через подвиги самоотречения, к которым Он Своим действием нас побуждает и в которых нам споспешествует.

  В этом церковном и одновременно Христовом теле язычники стали такими же близкими Богу, как и народ избранный: "...уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу" (Еф. 2, 19). Верующие получают новое гражданство, как бы записываются вместе со святыми мужами в вечный, на небесах пребывающий град Иерусалим. Кроме того, что язычники стали "сограждане святым", они еще и "свои Богу", как дети Того же Небесного Отца.

  И вот, приняв в сокровенную глубину своего сердца слова Христа, повелевающие идти "даже до последних земли", дабы просветить светом истинной веры все народы, "крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28, 19), апостолы Христовы и их ученики направляют свои стопы в те земли, где народ, по слову Писания, "сидит во тьме". Их цель заключается в том, чтобы и "сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф. 4, 16). Так приходит Благая евангельская весть и на берега древней Тавриды.

  Святой Андрей, которого Господь первым призывает к апостольскому служению, и его сподвижники, Климент - епископ Рима, святой ученик апостола Пётра, соделавшийся для десятков тысяч крымских христиан не только пастырем и учителем, но и засвидетельствовавший веру своей мученической кончиной, уже в 1 веке христианской эры зажигают здесь светильник истинной веры. От сей неугасимой лам пады возжигаются все новые и новые сердца, виноградник Божий дает обильный сторичный плод. Семь святителей древнего Херсонеса - священномученики, своей верой и житием умножившие благодатный труд своих предшественников, добрые пастыри стада Христова, на которых исполнились слова Великого Пастыреначальника: "...пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Ин. 10, 11). Великие просветители славян  "солунские братья" Кирилл и Мефодий, которых так много связывает с нашей землей, равный апостолам по возложенному на него Господом служению святой креститель Руси Владимир, святые крымской Готии во главе с преподобным Иоанном Готским, сотни и тысячи явленных и неявленных святых средневековья, священники и миряне, монахи и князья, жены и отроки  все они, перейдя из земной жизни в царство Божье, являют нам собою образ Христов. Об этом говорит апостол Павел в своем послании к коринфянам: "Мы же все,... взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор. 3, 18).

  Многие дивные угодники Божии бережно сохраняли свет веры Христовой в душах и сердцах крымчан, передавая потомкам животворящую лампаду благочестия, зажженную здесь уже в первые века христианства. Среди них особо следует сказать о свт. Иннокентии (Борисове) - выдающимся богослове, пламенном патриоте, вдохновлявшем воинов-героев Крымской войны и обороны Севастополя в 1853-1856 гг. на защиту нашего Богоспасаемого Отечества, начавшем возрождение древних и средневековых монастырей Крыма, именуя их по праву Крымским Афоном и Крымской Лаврой. Сейчас наша задача - продолжить это великое Богоугодное дело, чему, я уверен, в немалой степени будет способствовать нынешняя конференция.

  Ныне нашей епархией готовятся необходимые исторические сведения для канонизации ещё одного выдающегося крымского архиерея ХIХ в. - архиепископа Гурия (Карпова). Выдающийся миссионер (переведший тексты Священного Писания на китайский язык), ревнитель чистоты веры Христовой (обративший к покаянию многих раскольников и сектантов), открывший в 1873 г. Таврическую Духовную семинарию (возрождаемую ныне как 4-х годичное Симферопольское Духовное училище) - сегодня многими крымчанами почитается как нетленнопочивающий архиерей (при перезахоронении которого спустя 47 лет после кончины обнаружилось, что тело его осталось нетленным, а из нечаянно поврежденной руки пошла кровь). И, конечно же, все мы неустанно взносим свои молитвы к Святителю Луке - архиепископу Симферопольскому и Крымскому, выдающемуся архипастырю и ученому-хирургу, всем своим житием утвердившего истину о единстве науки и религии, а ныне дающего всем, с верой к нему притекающим, обильные дары многих чудотворений.

  Оглядывая мысленным взором весь этот сонм святых, в земле крымской просиявших, каждый будет убежден, что воистину, древняя земля Тавриды - это особая, святая земля. Первоначальное значение слова "святой” (евр. "кодеш") было - "отделенный". В этом смысле Израиль, избранный Богом из среды языческих народов, называется "святым у Господа" (Втор. 7, 6). О субботе также сказано: "День седьмой должен быть у вас святым" (Исх. 35, 2), т.е. выделен для Бога из ряда других дней недели. Безусловно, понимание святости в Библии гораздо богаче. Но, взирая на историю нашего полуострова, дерзну высказать мысль о том, что его святость зиждется, в том числе, и на этой отделенности, принадлежности к области сакрального, священного - многочисленные примеры этого мы видим как в жизни отдельных людей, так и в истории христианства в Крыму в целом. Святость здесь приобретает некий вещественный, материальный характер. Сама земля Тавриды, обильно политая кровью мучеников, покаянными слезами подвижников, становится святыней. Словно к Моисею, Господь обращается к каждому из нас со словами " ...сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх. 3, 5).

  В своей книге "Аксиомы религиозного опыта" известный русский религиозный философ Иван Ильин пишет: религиозное чувство не противопоставляет вещественное духовному, как чуждое ему, несоединимое с ним, не приемлющее ни Духа, ни Его закона: наоборот, оно признает, что вещественное может и должно принять в себя начало Духа, проникнуться им, получить Его достоинство и значение, стать Его воплощением и воплотить в себе Его благодатную силу. Дух способен делать вещественное Своим знаком, Своим "седалищем" или "жилищем", так что Он оказывается присутствующим в нем; Он присутствует в нем — Своей святостью и Своей силой, тем более - Своим "влиянием" на окружающую среду".

  Будучи верующими людьми, мы видим проявление благодатного действия Святаго Духа и в возрождении древних святынь, и в строительстве новых православных храмов, в оживлении монашеской жизни крымских обителей, в молодежи, все чаще появляющейся на богослужениях и осознанно участвующей в церковной жизни.

  "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу... (Пс. 113, 9) - так с псалмопевцем Давидом восклицаем и мы, взирая на животворящее, воскрешающее действие силы Божией, осознавая что лишь святость Господа является подлинным источником духовного обновления Церкви.

Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ