Память равноапостольным Кириллу и Мефодию. День Славянской письменности и культуры
"Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник Богопознания нам источивших, из негоже даже доднесь неоскудно почерпающе, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших" (кондак праздника, гл.3).
Во вторник 5-й седмицы по Пасхе, 24 мая, Святая Церковь совершала память святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям и просветителям славян, чьи труды и подвиги тесно связаны с Небесным покровителем Инкерманского монастыря священномучеником Климентом Римским. В этот день в Свято-Климентовском монастыре прошли праздничные богослужения. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил иеромонах Киприан (Задорожный). По окончании службы состоялся молебен, на котором были провозглашены многолетия тезоименитому в сей день Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Ко Дню Славянской письменности и культуры в Севастопольском филиале Российского экономического университета имени Плеханова, директором которого является многолетний прихожанин нашего монастыря Игорь Андреевич Шевчук, на площадке информационно-образовательного центра "Русский музей: виртуальный филиал" открылась историко-духовная выставка, посвящённая святым равноапостольным братьям Мефодию и Кириллу, их великой миссии в Херсонесе и Риме. Автором и составителем экспозиции является попечитель Инкерманского монастыря, кандидат исторических наук, руководитель общественной организации "Наследие святого Климента Римского" Вадим Николаевич Прокопенков. На выставке представлены оригинальные европейские издания XVIII века о священномученике Клименте, богослужебные книги и литература о Кирилле и Мефодии, старинные иконы с изображением святых, памятные медали и знаки.
Историческая справка:
При императоре Византийском Михаиле III (855 – 867 гг.) 30 января (12 февраля н.ст.) 861 года один из святых Солунских братьев, равноапостольный Кирилл, шедший через Херсонес на проповедь Слова Божия в Хазарские земли, обрёл в нынешней Казачьей бухте Севастополя нетленные мощи священномученика Климента, положив их в кафедральном соборе Херсонеса — базилике св. ап. Петра. Как повествуется в житии, царь и патриарх послали в Херсонес избранных мужей и весь клир святой Софии, где по прибытии Константин философ (нареченный в постриге Кириллом) вкупе с Георгием, епископом Херсонесским, и народом Божиим обрели по молитвах многих в полунощном море, светом озаренном, мощи святого Климента. Просветители славян Кирилл и Мефодий миссионерским походом через Моравию перенесли часть мощей святителя Климента в Рим к концу 867 — началу 868 года. Несли святые братья к понтифику Адриану II и труд своей жизни — составленный ими церковнославянский богодухновенный язык вкупе с богослужебными переводами и книгами церковными. Римский Первосвятитель Адриан, глубоко почитавший святого Климента, «рад бысть до зела» прибытию величайшей святыни, что послужило духовным фундаментом благословению предстоятеля Церкви на употребление нового церковного языка в богослужении и повсеместной проповеди в Славянских землях. Понтифик первым освятил этот божественный язык, совершив на нём литургии в храмах первопрестольного Рима.