Инкерманский монастырь в кон. XVIII – нач. XIX веков глазами Павла Сумарокова
Павел Иванович Сумароков (ок. 1767 – 1846) был представителем известного дворянского рода, дядя писателя и чиновника, Александр Петрович Сумароков, знаменитый поэт, критик и драматург, возглавлял первый русский театр. Выйдя в отставку в чине штабс-капитана, Павел Иванович поступил на государственную службу и вскоре отправился в Новороссию по служебной надобности. Благодаря путешествию, он оставил ценные наблюдения о крымских крепостях, портах, современных и пещерных городах, монастырях, церквях, деревнях и достопримечательных местах.
Сделанные в 1799 году записи вошли в книгу воспоминаний, заметок, статистических выкладок и исторических экскурсов под заголовком «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». В 1803 году П. И. Сумароков предпринял новое путешествие в составе Крымской комиссии, в результате в 1803-1805 годах опубликована книга «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду Павла Сумарокова».
Автор «Путешествия» на исходе XVIII века пишет: «С другой стороны Ахтиара в семи от него верстах развалины бывшего в древности города Инкермана являют нечто чудесное. Тут две большие горы разделяются между собою лощиной, по которой протекает речка Чоргуна, и одна из них, имеющая до 50 сажен стоячей высоты, представляет на своем хребте остатки укреплений Инкермана; а колоссальный разрез оной, как будто нарочно обработанный в утесе, весь изрыт снаружи разного вида и величины пещерами. Они числом более трех сот простираются от подошвы горы до ее вершины многими неправильными ярусами на полверсты в длину, и вид их приводит в крайнее изумление. Там открываются выдающиеся вперед и ничем не подпертые громады с теремами; спущенные навесы угрожают падением; в некоторых местах сделаны ниши, в других конуры с яслями для содержания, как думать надобно, домашнего скота, и устроены переходы из одной пещеры в другую».
Ахтиар (Ак-Яр) – крошечная татарская деревушка, около которой в 1984 году императрицей Екатериной II основаны военный порт с адмиралтейством, верфь и крепость, наименованная Севастополем. П. И. Сумароков называет Севастополь Ахтиаром ввиду его временного переименования императором Павлом I. Чоргуна (Чоргунь, Торгуна) – река Черная. Сажень – 2 метра 13,36 см, 50 саженей – 106,7 метра. Верста – 1,06 км. П. И. Сумароков насчитывает свыше 300 пещер: возможно, путешественник преувеличивает в восторге от увиденного, также вероятно, отдельные пещеры, разделенные перестенками, имеющие два и более окон, он принимает за несколько пещер. А. Л. Бертье-Делагард во втор. пол. XIX века насчитывал 210 пещер.
Путешественник прошел по пещерам, лестницам и переходам пещерного города: «Вскоре удивление мое превзошло уже все меры, когда, восходя по выдолбленным в горе подле утеса ступеням, я увидел, что эти пещеры были настоящими комнатами с окнами, дверями, сводами, широкими лавками, из них некоторые имеют аршин по пяти в своем квадрате, и все это цельно высеченное из природного каменного слоя. Висящая подобно на воздухе и отделенная от горы лестница привела меня к церкви такового же сооружения, которая довольно пространна, и получает свет сквозь пробитые на стене отверстия. Внутри ее видна незасыпанная могила с человеческими костями; приметны на стенах слабые признаки ликов святых, впереди означается возвышение для жертвоприношений, посреди купола высечен крест, карнизы отделаны с великой чистотой, и за ней встречают другой, поменьше этого храм».
П. И. Сумароков обнаруживает поверхностное понятие о функциональном назначении интерьера православного храма, тем не менее, его описания интересны в качестве свидетельства столичного аристократа, сына своего времени. Под жертвоприношением следует понимать принесение безкровной Жертвы священнослужителями в Таинстве Евхаристии. Под куполом в описании путешественника следует понимать, вероятно, полусвод апсиды пещерного храма. Аршин – ⅓ сажени, 0,71 метра.
Посетив пещеры, автор «Путешествия» поднимается на плато к крепости Каламита: «Наконец я взошел на самую поверхность горы, где стоят обрушенные стены, башни, заваленные погреба, идут внутрь пещер, также к долине поврежденные лестницы; но находящийся на таком возвышении колодец казался вещью совсем непостижимой и достоин всякого внимания. При обозрении сих жилищ, в недрах горы устроенных, не веришь глазам своим, дивишься предприятию обитавших в них, и признаешь Инкерман за драгоценный остаток отдаленных веков».
В следующей своей книге, «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду Павла Сумарокова», ее автор вставляет в текст описание пещерного города Инкермана с руинами крепости Каламита из книги «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» с незначительными правками и, между прочим, называет Севастополь Севастополем. В окрестностях Инкермана и Севастополя П. И. Сумароков, согласно описанию в «Путешествии», проезжает мимо мельницы г. адмирала Ушакова (принадлежала святому праведному Феодору Ушакову), посещает Херсонес, Балаклаву, Георгиевский и Успенский Бахчисарайский монастырь. Согласно описанию в «Досуге крымского судьи», во время второго пребывания в Тавриде автор посещает пещерный город Качи-Кальон, где встречается и беседует с монахом, ведущим отшельническую жизнь.
В подготовке материала использованы: Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году / Предисл. и комм. Т. М. Фадеевой – Симферополь: Бизнес-Информ, 1922; Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду Павла Сумарокова / Предисл. и комм. Т. М. Фадеевой – Симферополь: Бизнес-Информ, 1922.
С текстами книг и их содержанием можно познакомиться по ссылкам: https://www.armk.info/assets/images/gallery/3057/vtoroe-puteshestvie-p.sumarokova-v-tavridu.-ch.1.-1803-g.pdf